Понедельник
29.04.2024
04:05
Поиск по сайту
Реклама
Форма входа
Наш опрос
Вы знали Фарида?
Всего ответов: 60
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • ПОДАРОЧНОЕ КОЛЛЕКЦИОННОЕ ОРУЖИЕ
  • Купить металлорежущий инструмент в Ижевске, проектировка и изготовление штампов
  • Слесарно-монтажный инструмент в Ижевске
  • Спасибо Деду за Победу!!!

    Сафиев Фарид Сафиевич

    с.3

    После специального приказа Сталина, после госпиталя каждого в войска начали направлять по основной военной специальности, т.е. танкиста - в танковые войска, летчика - в летные, артиллериста - в артиллерию и т.д. Вот и я попал в топовычислительное отделение командиром отделения во 2й дивизион 932 АП 375 СД. В составе этой части мне пришлось принимать участие в боях по освобождению городов: Белгород, Харьков, Полтава, Кременчуг, Звенигородка, Шпола, Котовск, Оргеев, Бельцы. Практически прошагал от берегов Волги, через всю Украину и Молдавию до Румынской границы.

    Конечно же на этом длинном пути было всякое. Из характерных случаев лично для меня хочу описать некоторые события. В ходе боев у села Васильевка после 4-х дневных упорных боев немцы отступили, оставив на нашем участке, на окраине села, полугусеничный тягач. Тогда, начальник штаба дивизиона капитан Солодовников, зная, что я учился на шофера, приказал, завести машину и догнать своих. Но легко было приказать, а мне с одним моим солдатом было не легко. Потому что в процессе обращения выявили много неисправностей на этой машине: 1). Вода вытекала из отверстия, где был установлен клапан предохранителей на случай больших морозов.

    Самого клапана не было, Заткнута дырка деревянной пробкой. Кроме того, сцепление пробуксовывало. Видимо это было основной причиной оставления машины. Когда мы установили эту причину, устранили быстро. Для этого нужно было несколько ослабить трех зажимных пальцев на диски сцепления, чтобы усилить нажим пружин. Недалеко от машины нашли даже ключ от замка зажигания. Завели машину, выехали на основную дорогу и поехали в направлении города Котовск. Проехали около 25 км, вечерело. Решили переночевать в деревне, которая была в одном километре слева от основной дороги. Нас безоговорочно в первой же семье оставили на ночлег. Но к утру нас ожидала непредвиденная неприятность. Наступил холод и наш радиатор замерз. Пришлось радиатор снять, в избе отогреть и уже выехать из деревни во второй половине дня. Доехали до Котовска (он был немцами возвращен на старое название "Бирзула"). Утром другого дня хотели завести нашу машину, однако мы уже не могли даже провернуть коленчатый вал. Нам хозяйки подсказали, что в городе есть МТС, куда мы и отправились за помощью. Директор имея на ходу единственный трактор с поля собирал свою технику. Вот при помощи этого трактора мы свою машину отбуксировали в МТС и при помощи старого механика начали проверять, что случилось с двигателем. Сняв головку блока, мы установили, что пробита прокладка между двумя цилиндрами, кроме этого, попала вода и в цилиндры и заполнила их. Почему и не вращался коленчатый вал. Около церкви таких машин было много. Мы со своим солдатом взяв несколько ключей, зубилу, молоток, кувалду направились к церкви. Достали у двух машин прокладку, предохранительный клапан и ветровое стекло к кабине. Прошел день, мы шли к квартире, вдруг встречаем старшину - коновода начальника штаба полка майора Белова. Расспросив почему он здесь гуляет, мы узнали, что он находится здесь в госпитале. Майору Белову мы доложили о нашем положении. Он тогда приказал, после ремонта машины подойти к нему. Мы на другой день быстро положили прокладку собрали на свое место все, а машина как назло не заводилась.Они все не знают что делать, ломают голову, но до сути никак не доходят. Тогда я понял, что нарушена фаза газораспределения. Я спрашиваю: "Когда ложили на место головку блока, как соединили шестерни фазы газораспределения?". А они, "Мы просто положили и все". Пришлось головку снять и совместить цифру "0" на зубе одной шестерни, с черточкой на зубе другой шестерни и закрепить головку. После этого наша машина завелась, как говорят, с пол оборота, и меня механик похвалил даже за этот случай. На радостях, когда машина заработала, механик нам предложил: "Давай обкатаем, съездим к моей матери, тут не далеко, 25 км только!". Мы через час уже сидели за столом ели украинский борщ. Но и конечно, в норму угостились, чтобы обратно нормально доехать до города. Назад на веселе ехали с песнями военных лет, т.е. самые любимые песни народа и украинские песни тоже. Доехали благополучно.

    Утром на другой день, коновод Николай, я и мой солдат пошли в госпиталь с новым докладом. он нас внимательно выслушал и затем тут же дал указания мне и коноводу. С утра завтрашнего дня, чтобы мы с ним вдвоем верхом в полк. А машину с водителем, моим солдатам, оставить в его распоряжение. В другое утро мы с Николаем поехали, но за первый светлый день мы до своих не добрались, пришлось переночевать. Спасибо украинскому народу, который безоговорочно нас принимал, кормил, поил и как большого гостя провожал. Уже во второй половине следующего дня мы приехали в город Рыбница (на реке Днестр), переправились на пароме на территорию Молдавии. Расспросив куда двинулись наши части, по предложенной дороге мы поехали дальше. Проехали меньше часа, мы оказались рядом со штабным обозом нашего дивизиона, обрадовались увидев меня, даже не думали уже, что я вернусь в часть, а попаду еще куда-нибудь.

    Капитану Солодовникову - начальнику штаба дивизиона все по порядку доложили. Он обрадовался, что так по молодецки мы выполнили задание. Николай, спросив где штаб полка, двумя лошадьми поскакал дальше. А начальник штаба полка майор Белов дней через 10 благополучно вернулся в полк на этом тягаче. Тягач очень длительное время послужил дивизиону, таская за собой пушку-гаубицу. К исходу дня мы прибыли к тому месту, где должен был располагаться наш дивизион. Севернее города Оргеев имеется болото шириной около 4 км. Наши части были на восточной стороне этого болота, а немцы на западной. Короче говоря, непосредственной близости обороняющихся не было, поэтому на этом участке было относительно спокойно. Нашим войскам, видимо нужно было вновь хорошо подготовиться, чтобы нанести новые ощутимые сильные удары, и эти обстоятельства заставили нас начиная с марта по август месяц стоять в обороне.

    23 августа 1944 года началось крупное сражение по окружению Кишиневской группировки немцев. Нас, участников многих боев, еще за один месяц до этой операции предупредили, что у кого имеется среднее образование будут направлять в военные училища для подготовки офицерских кадров, по желанию: кого в пехотное, кого в танковое, кого в летное. Я дал согласие на танковое училище. И вот в день начала Кишиневской операции мы, отобранные кандидаты, двигались дальше от фронта в штаб дивизии. Нас всех собрали, разместили в лесу в землянках для ожидания свободного эшелона. Нам не повезло, пришлось больше месяца ждать свободные вагоны.

    Вагоны на фронт шли с новыми воинскими частями, а обратно переполненные плененными вражескими солдатами - немцами, румынами, итальянцами. Мы в пустуювремя не проводили. Из жердей сделали парты и занимались по русскому языку, математики и т.д. Где-то в конце сентября нас погрузили и повезли в среднюю Азию. Уже в октябре, мы, будущие офицеры-танкисты, прибыли в город Чирчик Ташкентской области. Там размещалось эвакуированные из Харькова первое танковое училище (1 ХТУ).

    С началом Кишиневской операции, я по решению верховного командования, с другими товарищами, имеющих среднее образование, был отправлен из фронта в училище, конкретно - я, в танковое. Это по желанию. 1944-47 годы учеба в городе Чирчик Ташкентской области в Узбекистане в танковом училище.

    В 1947 году, через три года учебы, получив офицерское звание "лейтенант", был отправлен для прохождения дальнейшей службы в Германию, в оккупационные войска. По прибытии в немецкий город Франкфурд, на границе с Польшей, нас распределили. Мы с Иваном Абрамовым, Николаем Игнатьевым попали в 8-ю армию, 21 механ. дивизию. Мы с Николаем в одну танковую роту 68-го мех. полка, а Иван в 69й мех. полк. На сборах, на учениях с Иваном встречались. Наш 68й полк размещался в городе Галле, а армейский штаб в городе Веймар. Казармы были, где раньше размещались гитлеровские солдаты. После принятия должности и знакомства с солдатами сержантами конечно же появилось желание посмотреть город. Когда мы вышли впервые в город, все для нас было странно: непривычная разговорная речь, манеры поведения и обращения людей, состояние культурного уровня и многое другое. Постепенно пришлось привыкать ко всему. Немецкий народ между собой взаимно вежливый и культурный в обращении. Очень трудолюбивый. За все три года пребывания я увидел единственного мужчину, валявшегося на улице в пьяном виде. В вопросах воспитания полиция занимает главное место. Как-то мне пришлось наблюдать на трамвайной остановке такую картину. Трамвай остановился, произвел посадку, дал звонок и тронулся. После того, как трамвай тронулся один молодой человек подпрыгнул на подножку. Полицейский свистнул, поднял свой жезл, трамвай встал как вкопанный. Полицейский подошел к подножке, шарахнул по голове своей дубинкой, молодой человек упал. Трамвай продолжил движение. Полицейский достал из кармана ключ, открыл металлическую крышку вставного в стену специального полицейского аппарата и что-то сказал, коротко и ясно. Через 5 минут прибыла полицейская машина-черный ворон, куда и погрузили этого молодого нарушителя порядка. Вот это воспитание!

    Как видите, я уже лейтенант танковых войск. Я командир танкового взвода в танковом батальоне в механизированном батальоне (но и в полку) в Германии в городе Галле.

    На службе на питание не жаловались, нас в специальной офицерской столовой кормили отдельно. При этом порции можно было при желании повторить. Вечером на ужине, т.е. вне работы с подчиненными, можно было употребить спиртное или выпить пиво, работал при столовой буфет. Кроме этого, на каждый квартал давали продуктовые талоны- карточки для покупки в специальных магазинах доп-пайка. Нам давали также и карточки для покупки одежды или других предметов индивидуального пользования, как часы и т.п. Купленные вещи в основном отсылали посылками, редко брали с собой при поездке в отпуск. Заработанную плату офицерам платили в немецких марках. Будучи командиром танкового взвода в звании лейтенант я получал 1500 марок в месяц. Такая же сумма русскими деньгами направляли в сберегательные книжки. Эти деньги мы обычно получали в сберкассах города Брест, с выездом на нашу территорию при поездке в очередной отпуск. Отоваривались в основном в Москве. За каждый год покупая одежду я с ног до головы одел всех трех сестер, в самые трудные послевоенные годы. Не зря моя самая младшая сестра Васима говорила, что она когда в школу приходит в капроновых чулках (тогда в России о них понятия не было) на высоких каблуках, да еще при наручных часах, преподаватели школ стеснялись за свою одежду. Может быть это не самое главное, но в замуж все три сестры вышли удачно и прожили зажиточно до пенсионного возраста. И их дети тоже не в плохом положении, даже в современных тяжелых условиях 90-х годов.

    Фотоснимки были сделаны любителем среди нас. Снимки были сделаны в летних лагерях нашей дивизии в лесах в близи небольшого городка Эйзенах. Для полка лагерь строил сам с 24 солдатами.

    За время службы в Германии на мою жизнь особо повлияло одно обстоятельство, о чем хочу тоже описать. Изучение с 5го класса немецкого языка, но и во дворце офицеров в вечерней школе, и разговоры среди немецкого народа в трамвае и в магазине дали значительные результаты и может быть с трудом, но уже мог с ними объясняться. Поэтому в специальное задание-командировки служебные на территории Германии направляли меня. Из самых памятных для меня были две командировки. Первая - в танкоремонтный завод в городе Мейссен, где работали на заводе немецкие рабочие. Вторая - это специальным приказом начальник штаба дивизии, был назначен заместителем начальника железнодорожного эшелона для доставки первых демобилизованных солдат, сержантов до штаба армии.


    в начало          12, 3, 4    следующая